КУПИТЬ БИЛЕТ
RUS
/ Дневник 37-го Нуриевского фестиваля: «Баядерка» и лекция о Петипа

Дневник 37-го Нуриевского фестиваля: «Баядерка» и лекция о Петипа

27 МАЯ 2024

Дневник 37-го Нуриевского фестиваля: «Баядерка» и лекция о Петипа

«Баядерку» – балет в трёх действиях и пяти картинах с апофеозом на музыку Людвига Минкуса – балетмейстер Мариус Петипа впервые показал в бенефис Екатерины Вазем 23 января 1877 года. Премьера состоялась на сцене петербургского Большого каменного театра, став событием огромного культурного масштаба. В спектакле на первый план вышла характерная для русского искусства того времени тема стремления к счастью, любви и свободе. В хореографии органично слились драма и лирика. На фоне танцевального дивертисмента развивалась трагическая история Никии. «В ее хореографической партии не было пустых мест, – пишет балетовед Вера Красовская. – Каждая поза, движение, жест выражали тот или иной душевный порыв, объясняли ту или иную черту характера». И вот уже почти сто пятьдесят лет «Баядерка» покоряет сердца зрителей, являясь предметом желаний исполнителей.

Однако, сегодняшняя «Баядерка» уже сильно отличается от премьерного спектакля. Что-то в нем утрачено (например, сцена разрушения храма), что-то добавлено, как «Танец Золотого божка». В хореографии и мизансценах спектакля можно отыскать следы творчества Константина Сергеева, Вахтанга Чабукиани, Владимира Пономарева. В 1991 году Юрий Григорович взял за основу постановку 1948 года и сделал замечательную редакцию, заменив некоторые пантомимные сцены танцевальными.

Воплощение «Баядерки» может позволить себе далеко не каждый театр. Но и там, где имеются широкие постановочные возможности для роскошных декораций, достаточна численность кордебалета для пышных шествий и массовых сцен, есть крепкие солисты, умеющие жить в танце, «Баядерка» представляет серьезный тест на профессионализм.

Театр имени Мусы Джалиля постарался максимально приблизиться решению задачи эффектной театральности, хотя это удалось не во всем. К примеру, несколько избыточные декорации знаменитой картины «Тени» вряд ли можно назвать соответствующими великой поэзии замысла, о котором Федор Лопухов написал: «В воплощении танца "Теней" сказалось большое искусство хореографии высшего порядка, содержание которой раскрывается вне каких-либо вспомогательных средств – сюжета, пантомимы, аксессуаров».

В афишах Нуриевских фестивалей «Баядерка» появлялась неоднократно. Татарстанская сцена знает выдающихся исполнителей главных партий. В роли Никии выступали Оксана Скорик, Ксения Шевцова, Виктория Терёшкина, уже не говоря о Надежде Грачевой, которая после Габриэлы Комлевой подняла интерпретацию Никии на непревзойденную высоту. На казанской сцене побывали и прекрасные Солоры: Андрей Уваров, Константин Иванов, Тимур Аскеров, Кимин Ким. Великолепие Гамзатти связано с именами Марии Аллаш, Марии Александровой, Екатерины Осмолкиной…

Cпектакль «Баядерка», который состоялся 25 мая, повели гости: Никия – Чинара Ализаде, Солор – Владимир Ярошенко. Ведущие мастера Варшавского Большого театра подтвердили международный статус XXXVII Нуриевского фестиваля. В партии Гамзатти выступила   Мария Кошкарева (Большой театр России).

За дирижерским пультом еще один иностранец – заслуженный артист Армении Карен Дургарян. Дирижер динамизировал действие: ускоренные темпы, начавшись с увертюры, придали спектаклю тонус. Оркестр звучал мощно, но стремнина звуков порой не давала зрителям опомниться, оставляя желание разнообразить скорость величавой размеренностью. Можно только поаплодировать исполнителям Индусского танца (солисты Аделия Ялалова, Ильнур Гайфуллин и Наиль Салеев) и восхититься их выдержкой.

Несмотря на то, что «Баядерка» стояла восьмой в фестивальной афише, труппа, казалось бы, подуставшая, справилась с ней достойно. Великолепен кордебалет – лакмусовская бумажка уровня труппы. Браво педагогам-репетиторам! В образе дикаря Магедавеи очень хорош Фаяз Валиахметов. Выразительный Артем Белов вызывает требуемые отрицательные эмоции в роли Великого Брамина. Игрива Александра Елагина (Ману), а прыгучий Вагнер Карвальо придал своему Золотому Божку необходимую загадочность. Правда, стремясь усилить техническую сторону партии, он не избежал небольшой помарки при вращении. Дина Андронова, Екатерина Федотова и Лана Халимова весьма успешно справились со сложными разноплановыми вариациями в «Тенях».

А что же гости? Молодая балерина Мария Кошкарева хорошо выучена, у нее большой шаг, хорошее вращение (включая решительное fouetté), завидная техника, уверенность и стабильность танца. Ее Гамзатти получилась очень земной, что для образа совсем не плохо, но пока нет в этой девушке той особой стати, той «изюминки», что заставила бы Солора так быстро изменить клятве Никии. К слову, Солор-Ярошенко дважды пытается возразить Радже в ответ на предложение о женитьбе, причем второй раз делает это уже тогда, когда покрывало с Гамзатти снято. Весьма интересная деталь в характеристике образа.

Ярошенко не обладает авантажной внешностью «великого воина», так что шальвары ему подошли бы больше классических трико серого цвета, надетых в картинах «Свадьба Гамзатти» и «Тени». В первой картине герой появляется на сцене в тяжеловатом плаще с меховым воротником, широковатые штаны убраны в сапоги: образ не воина-индуса, а скорее пана Володыевского (гастролер выступил в привезенных с собой костюмах)… Свой успех артист зарабатывает драматической игрой и энергичным танцем. Правда, его излюбленные doubles cabrioles иногда получались несколько судорожными, зато четкой «артикуляцией» движений порадовали doubles sauts de basque и jetés en tournant.

Чинара Ализаде умело распределила силы между пантомимой и танцем, тщательно отделывая лирические мотивы хореографии, острые прыжки и фиксированные позы. Балерина вжилась в образ: смело противостояла домогательствам Великого Брамина, таяла от любви к Солору и не пасовала перед власть имущей соперницей. Пронзительно прозвучал монолог Никии второго акта, переключающий эмоцию героини от полного отчаяния до экстаза. Ализаде успешно справилась с каверзными рirouettes en dedans с шарфом и более того – в третьей части вариации сумела после вращений еще и внятно наметить arabesques, что удается отнюдь не каждой исполнительнице партии Никии. Стремительно расчерчивая сцену страстной «потусторонней» диагональю Никии-тени, Чинара привнесла в спектакль необходимую поэтичность, передала главную философскую мысль «Баядерки».

Александр Максов

 

22 мая в Музее Горького и Шаляпина в рамках параллельной программы Нуриевского фестиваля состоялась лекция балетного критика, историка, автора книг Александра Максова (Москва).

Темой встречи стала личность Мариуса Петипа. Спикер рассказал о жизни выдающегося хореографа, о его утраченных постановках и индивидуальном подходе в работе с балеринами. В ходе лекции поднимались вопросы возможности письменной записи балетов и подлинности современных постановок Петипа.

Значительное место в лекции было уделено балету «Баядерка» – одной из вершин наследия хореографа. Спикер продемонстрировал несколько фрагментов спектакля из разных театров мира, проведя сравнительный анализ созданных образов.

Александр Игоревич поделился своими впечатлениями о встрече с казанской публикой: «Лекция «Балетный Пушкин – Петипа» – одно из мероприятий, углубляющих содержательную программу Нуриевского фестиваля. Зал музея Горького и Шаляпина создал благоприятную атмосферу для доверительного разговора с аудиторией. Публика заполнила зал до отказа, что явно свидетельствовало об интересе к личности Петипа. Беседа перешла запланированное время, но и по окончании пытливые слушатели задавали множество вопросов, касающихся Петипа».

 

Екатерина Закамырдина